2.9. Нормативные аспекты социального предпринимательства в России

В России до сих пор отсутствует отдельное специальное законодательство о социальном предпринимательстве. Упоминание о нем есть лишь в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На основании этого закона реализуется федеральная и региональные программы развития малого и среднего бизнеса. В некоторых регионах частью программы являются центры поддержки социальных инициатив, оказывающие информационные и консультационные услуги НКО и социальным предприятиям.

Объединения производителей дают свои определения. Так, например, в Приказе Торгово-промышленной палаты РФ от 28 мая 2012 г. № 44 указано следующее: «Социальный бизнес — это безубыточная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, в которой не начисляются и не выплачиваются дивиденды, созданная для решения социальных задач. Социальный бизнес – это бизнес с социальной миссией. Инвесторы/собственники в социальном бизнесе могут постепенно вернуть вложенные средства, но не могут получать прибыль от деятельности компании сверх вложенных средств».

Недостаточность законодательной базы приводит к различным трактовкам понятия, невозможности для многих предприятий претендовать на меры поддержки или финансирование. В то же время, существует указание Президента разработать и принять подобный закон. Возможно, это произойдет уже осенью 2018 года.

С 2016 года проект закона о социальном предпринимательстве находится на согласовании в Правительстве и парламенте. Законопроект содержит более четкие формулировки, приведен в соответствие Трудовому кодексу, но ужесточает критерии социального предпринимательства. Разработчики разделили такие понятия как «социальное предпринимательство», «социальные услуги» и «социально-ориентированная деятельность». Кроме того, в законопроекте перечислены сферы, в которых действуют социальные предприятия. Документ определяет принципы оказания господдержки социальным предпринимателям, например, оговаривает возможность льготной аренды государственного и муниципального имущества, доступа к банкам франшиз и образовательным программам.

По мнению экспертов, подобное жесткое нормирование социального предпринимательства не даст возможности многим предприятиям претендовать на особый статус или имитировать формальное соответствие требованиям. Однако государство обосновывает такую детализацию необходимостью четко определять круг компаний, имеющих право претендовать на гранты, субсидии и налоговые льготы.

Среди требований закона будет, например, необходимость рассчитывать результативность воздействия на социальную среду.

Сегодня, кроме коммерческого права, существуют нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность некоммерческих организаций. Социальный предприниматель может, например выбрать форму автономной некоммерческой организации – аналог коммерческого товарищества с ограниченной ответственностью.  В соответствии с российским законодательством некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Например, некоммерческие организации ограничены в своих правах, особенно в распределении и использовании прибыли. В то время как возможности коммерческих организаций шире. Тем не менее, среди некоммерческих организаций появился новый правовой статус «НКО — исполнитель общественно полезных услуг», утвержденный федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ.

Существуют и иные нормативные акты, прямо влияющие на социальных предпринимателей. Например, закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Он определяет условия поставки по заказу государства социальных услуг.

Государство стремится стимулировать участие предпринимателей на рынке социальных услуг. Принята дорожная кара «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р. В некоторых  регионах существуют  целевые потребительские субсидии на оплату социальных услуг, безвозмездное или льготное предоставление имущества, развиваются концессий и т.д.

В России существует несколько организаций, которые оказывают юридическую поддержку некоммерческим организациям и социальным предприятиям. Например, в некоторых регионах открыты государственные центры инноваций социальной сферы (например, в Омской области http://cissinfo.ru). Эти центры оказывают консультационную и методическую поддержку, поддерживают формирование социальных кластеров.

Сообщества профессиональных юристов поддерживают НКО на условиях pro bono. Например, Ассоциация юристов за гражданское общество (http://lawcs.ru) в сорока городах России консультирует НКО и представляет их интересы в суде.

Подробная информация о правовом регулировании некоммерческих организаций доступна на портале http://www.hrrcenter.ru. Аналогичный портал для коммерческих организаций – https://navigator.smbn.ru/st/.

 

Вопросы для размышлений и действий

  • Какая организационная форма больше соответствует характеру деятельности вашего социального предприятия?
  • Изучите, в какой форме действуют социальные предприятия вашего города. Объясните, почему.

 

Здесь вы можете загрузить полное описание модуля на русском языке.

Вернуться к началу

norden_logo

Это издание было создано в рамках проекта «Развитие социального бизнеса в регионе Балтийского моря», совместно финансируемого программой Nordic Council of Ministers. Идентификационный номер проекта: 17055.

За содержание публикации отвечает руководител проекта и оно не обязательно отражает мнение Nordic Council of Ministers или других поставщиков финансовой поддержки и заинтересованных сторон.